Автобиография Денниса Бергкампа. Глава 13 — «Ведомый»

24.4.2014, 10:46

Что тебя мотивирует, Деннис?

Я часто об этом думаю, особенно теперь, когда я стал тренером. Ты видишь много игроков, голодных до успехов, потому что у них было трудное детство. Знаете, люди говорят: «Ты должен опуститься на дно, чтобы понять, что такое жизнь». Ты всегда обдумываешь, у кого из молодых игроков есть стимул сделать великую карьеру. Как тренер ты ищешь этот голод. Знаю, что он у меня был. Но откуда он появляется? Этого я не знаю.

Ты не был на дне.

Нет, нет, не совсем. У меня было очень спокойное, счастливое детство. Хотя мы и кое-как сводили концы с концами. Ты можешь сказать: «Твой стимул — деньги». Но это не так.

Это просто страсть? Это что-то, находящееся с тобой постоянно? Ты очень скромен и стеснителен, но глубоко внутри ты хочешь быть лучшим в мире, и это твоя цель…

В этом весь я. Иногда слышишь о людях, для которых стимулом стал развод родителей. Мои родители не разводились. Возможно, важным было то, что у нас не было много денег. Это не объясняет мой стимул, но, возможно, в какой-то степени из-за этого я сформировался как личность. Может быть, из-за этого я почувствовал, что если у тебя есть шанс, нужно им пользоваться, нельзя его упускать. Я действительно не знаю. Я знаю, что у меня есть такое чувство, но не знаю, откуда оно приходит. Может, из характера, может, из детства…

Что ты ищешь в молодых футболистах сейчас, будучи тренером?

Ну, сразу же видно, у кого из них есть стимул. Но он может родиться из совершенно разных вещей. Скажем, ребёнок хочет к восемнадцати годам стать миллионером. Это стимул. Плох ли он? «К двадцати восьми годам я хочу иметь три спортивных автомобиля, а единственный способ достичь этого — выигрывать трофеи и хорошо играть в футбол». Если он так думает, может, это и правильно. Но если он думает: «Я зарабатываю миллион в год, а если буду играть в течение пяти лет, то заработаю пять миллионов, а потом завершу карьеру», — это совсем другое. Или: «Я буду сидеть на лавке и продолжу тренироваться до тех пор, пока смогу заправлять свой "Ламборгини"». Не думаю, что это стимул. Это не страсть, исходящая от сердца. Вот что я ищу: настоящую страсть, рождённую где-то внутри.

То же самое со стимулами людей, причастных к искусству, когда у них нет выбора: ты должен делать своё дело, делать уникально. Как у музыканта, у которого есть страсть создавать музыку, как у художника, имеющего страсть рисовать. Ты должен выразить то, что внутри тебя…

Именно так

… и, в конце концов, возможно, стремление улучшать становится чем-то духовным. Патрик Виейра говорит, что в тебе сочетается как художественное, так и духовное.

Ты сам себе устанавливаешь задачи, цели. И когда ты получаешь то, что хотел, ты хочешь двигаться всё дальше и дальше. Продолжаешь повышать планку, и поэтому для тебя недостаточно того, что ты только что сделал. Ты ищешь совершенства. Ты взбираешься на одну гору, а затем видишь гору ещё выше. И я поступаю именно так. Возможно, другие люди — тоже. Но мне нравятся твои слова о том, что страсть это нечто душевное, верно? Страсть — то, что находится внутри тебя. В то время как стремление заработать деньги или что-то в этом роде — вещь меркантильная. Такое стремление можно удовлетворить. Но страсть это… нет… ты… хранишь её… пытаешься ухватить. Ты преодолеваешь трудности, не ищешь лёгких путей, а затем приступаешь к чему-то новому.

Поэтому поступать иначе было бы сродни предательству души?

Верно.

У Арсена Венгера есть на это интересный взгляд. Он говорит: «Это духовное. Я в этом убеждён. Верю, что есть два типа футболистов. Первый — те, кто служат футболу так же, как ты служишь Богу, и они ставят футбол так высоко, что все вещи, не связанные с ним, неприемлемы. Второй тип — те, кто используют футбол, чтобы потешить самомнение. И иногда это самомнение может встать на пути футбола, потому что интересы, связанные с эго, могут препятствовать интересам игры. Иногда сильное эго связано с тем, что мы называем характером, харизмой. Но в большинстве случаев то, что люди называют харизмой, на самом деле является большим самомнением. Я считаю, что Деннис был одним из тех футболистов, у которых была такая высокая идея игры и уважение к ней, что они ставили его превыше всего остального. Я верю, что по-настоящему великие игроки следуют тому, как нужно играть в футбол, а не тому, как футбол должен им служить. Если он станет духовным, он будет бесконечным, он постоянно будет поднимать тебя всё выше, приближать к тому, каким футбол должен быть на самом деле».

Затем Венгер приводит пример игрока, который знает, что ему следует сделать пас, но вместо этого рискует и забивает. «Если он действительно любит игру, то придёт домой и будет об этом переживать. Он поймёт, что должен был отдать передачу для того, чтобы кто-нибудь из партнёров легко забил гол. Но вместо этого он пожадничал, хоть ему и повезло. Если футболист не волнуется об игре, он придёт домой и подумает: «Это было великолепно — в следующий раз поступлю точно так же». В этом вся разница. «Вот почему нужно учить детей уважать игру, относиться к ней почти так же, как к религии, ты должен ставить его выше всего остального, служить ему».

Ты говорил с Арсеном о чём-то подобном?

Помню, когда Арсен говорил об игроках иногда что-то в духе: «О, нет, он не любит игру…». Это довольно громкое заявление с его стороны. Но я знаю, что он имел в виду. Есть некоторые футболисты, которые сразу после свистка об окончании тренировки…бац!.. уходят, переодеваются, забираются в машины и уезжают. Но настоящие liefhebbers (литературный перевод этого слова — «те, у кого действительно есть любовь к игре») оставались тренироваться дальше. И не только игроки. Дэвид Дэйн и Массимо Моратти — те люди, которые тоже очень любят футбол. В «Арсенале» одни и те же восемь или девять игроков оставались после тренировки. И я гарантирую, что если вы будете так делать, что станете намного лучше как футболист.

Мне нравится идея того, что есть небольшая группа игроков, соревнующаяся друг с другом. Люди искусства и интеллектуалы в 15-м веке во Флоренции делали то же самое, что привело к Ренессансу. В «Арсенале» ты в конце концов стал одним из «Непобедимых». В общем, я представляю себе группу игроков, каждый из которых талантлив в определённой области, возможно, кто-то с кем-то враждовал, и всё это их стимулировало и провоцировало. Я полагаю, что для того, чтобы хорошо играть, нужно быть одним из тех, кто остаётся после тренировок, верно?

Да, это одно из условий.

А те, кто предпочитают сразу же ехать домой?

В конце концов — тоже. Должен сказать, что я не помню, кто кем был в этом плане. Были игроки, которые иногда оставались, иногда — нет… но всегда восемь или девять игроков тренировались сверх положенного.

Фредди Юнберг оставался?

Да. И Тьерри, и Робер Пирес. Остальные уходили в тренажёрный зал, что тоже неплохо.

И вы соперничали между собой?

Не без этого. Это одно из условий становления успешной команды. Мне нравится, как ты сказал о подстёгивании друг друга, о соперничестве на тренировках.

Боб Уилсон сказал, что старинным английским подходом было научить молодых игроков отдавать простой пас, из-за чего тому, кто его получит, будет намного легче. Но тебя это раздражает. Когда ты пришёл в «Арсенал», ты сказал всем: «Не давайте мне эти сопливые передачи, отдайте мне быстрый, трудный пас, потому что я могу укротить любой мяч, а играть быстро — значит играть лучше. В команду пришли Пирес и Юнберг, а через несколько лет такая наша игра стала устоявшейся, сделала шаг вперёд».

Да, я просил давать мне трудные пасы, потому что я хотел испытать себя, принимая тяжёлую передачу. Нужно подстёгивать и проверять друг друга. Так же, как ты проверяешь свою скорость и мощь, соперничая с Солом Кэмпбеллом. Он твой партнёр, но на тренировке ты играешь против него. Если ты можешь разобраться с ним, то с кем тогда не сможешь разобраться в Премьер-Лиге? В этом и заключается соревнование: всегда нужно пытаться совершенствоваться. Но это сработает только в том случае, если ты будешь выкладываться на сто процентов. То же самое касается и вратарей. В «Интере» они тренировались отдельно ото всех, и это было ужасно. Но Йенс Леманн? Дэвид Симэн? Фантастика! Йенс не мог позволить себе пропустить хотя бы один гол. А если я пытался перекинуть Дэвида… ух! Если получалось, то он вёл себя так: «Отлично, молодец». Но если не получалось, он брал мяч и выносил его на двести ярдов вперёд! Выносил и говорил: «Теперь беги за ним!» И мне приходилось за ним бежать. Дэвид хороший и мягкий парень — но только не во время игры. В этом был его стимул: «Ты меня не обманешь! А теперь беги за мячом!» Мне нравится такое отношение.

Это похоже на критическую массу. Тебе нужно, чтобы так вели себя определённое количество игроков, и у каждого из них разные мотивации и таланты. Собери правильное количество правильных людей, и всё получится.

Похоже на то. Может быть, как говорят игроки, всё это началось с меня, потому что я был именно таким. Я хотел отдавать всего себя, и когда тренировка заканчивалась, я продолжал и продолжал тренироваться… и в какой-то момент вратари тоже остались после тренировки, сказав: «Погоди минуту, мне нужно сделать то-то и то-то». А затем подтягивались и остальные. Но я не говорю о том, что до моего прохода такого не происходило. Я уверен, что если посмотреть на любую успешную команду, на её тренировочную неделю, то можно увидеть нечто подобное. Когда твои игроки остаются после тренировки и играют с улыбкой, они не устают. Улыбаются ли они из-за того, что хорошо играют в матчах? Или всё наоборот? Они играют хорошо из-за того, что остаются после тренировок?

Посмотрите на Месси. В прошлом году был матч, где «Барселона» выигрывала 5-0, а тренер заменил его, из-за чего Лионель взбесился. «Мы же победили! Мне всё равно! Мне нравится играть в футбол. Не давайте мне отдыха». Когда они забили пятый гол, вся команда радовалась. Могу представить, что и на тренировках они радуются точно так же. Они любят игру. Она действительно приносит им удовольствие, им нравится играть в пас или заносить мяч в сетку, или делать финты. И ты можешь сравнить двоих игроков. Один из них говорит: «Ой, я уже ухожу». А другой: «Нет, я останусь тренироваться».

Может, дело в детской невинности?

Да.

В книге Рогана Тейлора о Ференце Пушкаше есть красивая история о его детстве в Будапеште. Он не ехал в школу на трамвае — он бежал с мячом рядом с трамваем и делал финты.

А, прекрасно. Я видел ролики, где Марадона, будучи игроком «Наполи», например, забивал гол прямым ударом с углового, а потом скакал, как восьмилетний ребёнок. Бьянки, наверное, говорил ему так делать, а? Мой любимый ролик — где Диего разминался под музыку, звучавшую на стадионе. Думаю, это был матч против «Баварии», а песня «Life is life» [в исполнении группы «Opus»]… на на на на нааааааа! Он в бутсах от «Puma», шнурки развязаны, гетры опущены, а на нём спортивный костюм. Пока все остальные делали пробежки, он жонглировал мячом под музыку… на на на на нааааааа! Не уверен, хорошо ли он поёт. Но его ритм и радость — это прекрасно! Вы должны его посмотреть! Это действительно здорово.

Предыдущие главы

                 

Продолжение следует

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии:

Наша группа Вконтакте
Лента новостей: