Пересмотр футбольных пристрастий. Английский юмор
Меня разбанили. О причинах бана уже написал здесь, так что повторяться не буду.
По теме поста.
Я тут относительно недавно заявил, что почти не пишу о футболе. Но вот пожалуйста – второй пост за два месяца. В своё оправдание замечу, что шутливая заметка журналиста Файненшнл Таймс Роберта Шримсли является, во-первых отличных образцом английского юмора, и во-вторых её тема близка читателям (если вам безразличен футбол, то замените, например, футбольный клуб любимой командой или спортсменом)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Не самый удачный футбольный выходной в нашей семье. Команды, за которые болеем я и мой сын, синхронно выдали впечатляюше невпечатляющие поражения практически поставившие крест на всём сезоне.
Впрочем это и неудивительно. Насколько мы можем припомнить ни один из наших клубов ничего значительного в последнее время не выигрывал. Для меня, болельщика Куинз Парк Рейнджерс, всё было определено местом жительства, но для него, болельщика Арсенала, это не было частью контракта. Он заявил, что не будет как отец болеть за КПР, потому что не хочет провести лучшие годы своей жизни, наблюдая как плохо играет плохая команда. Теперь вместо этого он проводит лучшие годы своей жизни, наблюдая как плохо играет хорошая команда.
Мы – плебеи общества, слишком замкнутые или эмоционально закрепощённые, чтобы оторваться от привязанности к нашим клубам – лузерам. Конечно же у нас не самый тяжёлый случай: команда сына всё-таки входит в футбольную элиту. Но около миллиона фанатов живут в футбольной бедности. Для них пределом мечтаний является ничья 1-1, добытая в сутолоке последних минут, и чуть тёплый чай в перерыве.
Почему же мы это делаеем? Трудно найти другую область в сфере услуг где мирятся с подобным отвратительным обслуживанием клиентов. Но только дайте нам команду не выигравывавшую со средних веков три матча подряд и мы будем болеть за неё до потери пулься. И более того: фанаты слабых команд свысока смотрят на более сообразительных болельщиков успешных команд.
Ясно одно. Футбольные болельщики – это вопиющий провал рыночной экономики: иррациональные, не способные сами решить свои проблемы и взывающие к правительстввенной помощи.
Так как проблемы с конкуренцией не существует, всё дело видимо в механизме переключения. Что неудивительно, учитывая что большинство болельщиков наотрез отказываются поменяться местами на трибуне. Любой мужик – давайте начистоту, это чисто мужские заморочки – взявший свою подружку на футбол знает, что наступит момент когда она его спросит почему мы сидим именно на этих местах в то время как а) там больше солнца и б) лучше вид. И что он неизменно ответит на эти логичные вопросы? «Потому что я всегда тут сижу». Видите? Эти люди уже не могут сами о себе позаботиться.
Что тут может сделать правительство? Команда экономистов Девида Камерона может разработать рекламные кампании, «позволяющие» сменить клуб. Например постер с подобной надписью: «98 процентов фанатов Манчестер Юнайтед когда-то болели за другой клуб. Присоединяйся!».
Это может помочь, но большинство фанатов слишком подвержены самовнушению или же боятся быть отвергнутыми семьёй и друзьями. Их нужно переводить в принудительном порядке. Моё решение – понимаю, что надо будет утрясти кое-какие детали – состоит в том, чтобы в конце каждого сезона болельщиков худшего клуба в каждой лиге насильственно переводили в один из шести-семи лучших клубов. Это одновременно будет вознаграждением для команд-лидеров и заставит клубы-неудачники предпринимать какие-то шаги для пополнения болельщицкой базы. Например, более удобный стадион, лучший ассортимент печенья в буфетах или, блин, хоть изредка выигрывать.
Какие-то клубы возможно разорятся, но мы должны разорвать этот порочный круг. В любом случае клуб может и не потерять всех болельщиков. Худшая команда премьер лиги может быть лишена 25 процентов своей болельщицкой базы, в низших лигах можно и поболее. Болельщикам будет предложена разумная альтернатива в доступном радиусе. Менее радикальным шагом может стать повышенное налогооблажение фанатов «лузеров», хотя это может только усугубить их страдания вместо того, чтобы помочь освободиться от зависимости.
Конечно же будут упрямцы. Но им можно предложить привелигированную ложу в одном из лучших клубов. А тех кто будет всё равно сопротивляться заставить смотеть регби пока они не перевоспитаются – хотя для клубов внизу таблицы разница будет вероятно незначительной.
Преимущества очевидны: лучшие клубы будут становиться больше, а фанатам-«лузерам» помогут освободиться от несчастья.
Например я, как болельщик КПР, никогда добровольно не смогу болеть за более успешную команду из западного Лондона (прозрачный намёк на Челси — VK). Но при подобной схеме я буду вынужден переключиться и мириться с красивым футболом. Это будет непросто, но возможно со временем я смогу приспособиться.