Из Рэмзи в князи. Как валлиец умыл всех критиков
Как Аарон Рэмзи изменил себя и лондонский «Арсенал».
Вас когда-нибудь заставляли чувствовать себя глупо? Без намеков, делом и наглядно. Такое могло бы случиться на скачках, где многие бы проигнорировали аутсайдера забега, а потом рвали бы волосы, когда эта темная лошадка на шквал критики ответила бы выигранным забегом. Именно это в завершившемся сезоне Аарон Рэмзи сделал со мной и другими многочисленными критиками. Сегодня нам остается не только радоваться завоеванному кубку, но и исповедоваться о том, что мы были не правы на счет парня, добывшего его.
Не буду врать и придумывать небылицы, что видел в валлийце потенциал и верил в его будущий успех. Два года назад было проще поверить в то, что Федор Смолов станет лучшим бомбардиром чемпионата России. Да чего уж там – в бомбардирские навыки Лопыревой верилось куда охотнее, нежели в скачок Аарона. На месте месье прошлым летом я бы продал без замедлений именно Рэмзи, а не, предположим, Жервиньо или бы просто не нашел ему места даже в обойме. Сегодня же уместно цитировать гнома Торина из «Хоббита», который все норовил принизить героя Мартина Фримана: «Я никогда так не ошибался в своей жизни», — забыть о гордости и крепко приобнять валлийского мужчину.
В защиту критики скажут, что Рэмзи после травмы играл скверно и это не было обманом зрения. И действительно только терпеливые ценители видели в валлийце какие-то проблески годной игры и цеплялись за них, делая из него нового лидера. Сумасшедшая самоотдача и моторность шли в ногу с обрезами, браком, промахами с нескольких метров по воротам. Аарон в какой-то момент стал изгоем болельщиков «Арсенала» и плеваться от его игры приходилось чаще, чем награждать похвалой. Более сердобольные в качестве оправдания вспоминали травму, нанесенную Шоукроссом, когда Фабрегас и Насри с дрожащими губами качали головами, а Сол Кэмбелл срывался воплями на рефери, допустившего грубость со стороны костолома «Стока». Нередко игрокам «Арсенала» ломали ноги, но никто по-настоящему не возвращался в большой футбол так, как это сделал Аарон Рэмзи. Пусть лишь тогда, когда все, кто его в тот день жалел и оплакивал, в «Арсенале» уже не играют.
Квинтэссенция кризиса Рэмзи после восстановления совпала на период, когда редкие голы валлийца связывали со смертями Джобса или Уитни Хьюстон, а когда мяч после его удара разминался в сантиметрах от стойки, были замечены и случаи госпитализации первых лиц государства. Аарон некоторое время назад своими ляпами и не лучшей игрой создал себе бэкграунд футболиста, олицетворяющего лузерство «Арсенала» последних 8 лет. Есть невероятное стремление, мотивации и желания предостаточно, но где-то не хватало класса, а порой стабильности как в игре, так и в понимании, что нужно делать с мячом на этом зеленом прямоугольнике.
Аарон всегда умел играть в британский футбол со стыками в корпус, нога в ногу с разлетающимися кусками дерна, но часто буксовал, когда дело доходило до привычного арсенальского со стеночками и забеганиями, с открытыми ртами зрителей на трибунах. В отличие от физики и работоспособности, отличное понимание игры наработать на тренировке чаще всего просто невозможно – либо дано, чаще нет. Долгое время казалось, что Аарон этим обделен, пока не начался новый сезон и в валлийце раскрылось все, чего с таким трепетом и усердием добивался Арсен Венгер. Словно сняли ручник, будто под 16-ым номером играет уже какой-то другой футболист, который забивает и красиво, и трудовые мячи с риском получить с ноги в череп, отдает не многим меньше немецкого ассистента и как бонус — теперь даже его промахи выглядят невероятно красиво.
За короткий срок шутки про смертоносные голы вытекли в язвительные упреки к Флорентино Пересу о том, за того ли валлийца транжира выложил 100 миллионов минувшим летом. Ведь в новом сезоне Рэмзи стал фигурой, которая вдохнула в «Арсенал» столько жизни, что хватило для попадания на первую строчку премьер-лиги, а травма накануне Нового года заметно поспособствовала падению канониров на привычное четвертое место по итогам сезона. Не Уилшер, Озил или Жиру, а именно Аарон стал для «Арсенала» дефибриллятором, разряд которого взбодрил других и стал на старте сезона вдохновляющим фактором игры многих. Рэмзи превратился из просто обычного работящего футболиста в игрока, который на своем примере показывает, что с верой и терпением можно достигнуть высочайшего уровня, когда Гари Невилл и Джейми Каррагер обсуждают твою персону, всерьез сопоставляя с персонами Криштиану Роналду и Гарета Бэйла. Это рушит понимание и в этот момент Арсен Венгер будто хватает тебя за шкирятник и говорит, что это только его территория, а тебе в нее лучше не влезать. Я ничего не знаю о том, как сделать 50 тысяч замен и точно так же мне не дано понять, как от психологически сломленного футболиста можно добиться такой невероятной игры. Так просто один человек верил и понимал потенциал другого под столь громадным прессингом и валом критики и в итоге может теперь смело показывать неуверовавшим в его парня средний палец, а те должны лишь смиренно принять тот факт, что он был прав, когда бесконечно доверял валлийцу и бурчать под нос мантру, что порой действительно «он знает». Хотя Арсену очень многое нужно сделать в следующем сезоне, чтобы позатыкать уже своих критиков.
Определенно найдутся ребята, которые скажут, что Рэмзи играет также, как и раньше, а критикующие — просто слепые, ничего не понимающие в футболе критиканы, ведь это тот же вездесущий работяга, просто еще и забивает. Трудяга Аарон безусловно отличался тем, что после каждого матча с пол ведра выжимал мокрую до нитки футболку. Но кто на островах среди британцев играет иначе? Это Англия! Тут все умирают на полях ради победы. Вся старательность валлийца уходила впустую, когда он носился по полю словно курица без головы. И как только Рэмзи обрел какую-то рациональность в действиях и понимание, пусть майка стала суше, но и эффективности в разы прибавилось, будто тумблер повернули в нужную сторону. Поначалу казалось, что это просто обычный скачок после спада, у всех бывают черные и белые полосы — в том числе и у валлийца они бывали. Но когда Рэмзи начал в одиночку вырывать победы и набирать важные очки, то не о каких светлых полосах говорить не приходится — все куда серьезнее обычного набора формы или стечения обстоятельств. Аарон почти в одиночку вывел команду в групповой этап Лиги Чемпионов, уничтожив «Фенербахче». 9 очков своими голевыми действиями принес Рэмзи в копилку «Арсенала» в первой части чемпионата, когда в прошлом сезоне число таких очков для команды равнялось нулю.
Конечно, Аарон и сегодня допускает огрехи — он иногда может отдать пас неточно, даже обрезать разочек (и не один лишь он). Но это теперь не убавляет из его чаши и капли уверенности – в следующей атаке он на замахе правой убирает двоих, третьего замахом левой, а потом прошивает вратаря, который еще на подходе этой атаки смиренно дожидался участи пропустить под собой. В схожей ситуации валлиец раньше лишь хватался за голову от упущенной возможности. Теперь же уверенности и легкости в действиях Рэмзи стало столько, сколько не было еще никогда за все пять лет в клубе.
Подытожил свой лучший сезон в карьере Аарон в финал Кубка. Отыгрываться с 2:0 также сложно, как противостоять шквалу критики, продолжая верить в игрока, которого не парафинили лишь единицы. «Арсенал» сыграл типичный спектакль последней девятилетки с грубыми ошибками, нескладной игрой и попыткой проявить героизм и характер. Почти декаду «Арсенал» Венгера был далек от преодоления. Рэмзи не стал ключевой фигурой в том, что «Арсенал» обнулил счетчик и теперь может явиться антиподом себя прошлого. Но валлиец уже стал олицетворением этого «Арсенала», который все критиковали, который в некоторых матчах выглядел позорно и унизительно, которому было крайне тяжело психологически жить с грузом бестрофейных лет и множеств разочарований. Гол Аарона — это точка в двух сложных периодах клуба и самого игрока. Обоим еще есть, что доказывать, но уже с поднятой вверх головой.
У «Арсенала» множество болельщиков, которые сыпали недобрые слова в адрес Рэмзи годами, которые весь сезон называли его сильную игру случайностью, стечением обстоятельств. Но на деле Рэмзи сделал нечто большее, чем просто прибавил. Это было настоящее преодоление вопреки всему — травме, критике, всем-всем обстоятельствам. Для Венгера в субботний вечер на Уэмбли победный гол в кубковом финале от футболиста, в которого он нескончаемо верил, а другие нет, стал не менее значимым достижением. И болельщиков таких было немного, но были — честь им и хвала.
Нужно признавать свои ошибки и я, так и, наверное, добрая половина болельщиков сегодня перед Рэмзи бы искренне извинились, потому что валлиец показал всем критикам без какой-то лишней болтовни и показушности, ответных оскорблений и выпадов, насколько же крут и силен духом этот парень. Он умыл абсолютно каждого, кто когда-то вспоминал его недобрым словом. Назвать бы в его честь скалу в Кайрфилли, да вряд ли найдется столь прочная.
Мой твиттер