Автобиография Денниса Бергкампа. Глава 17 — «Пенальти», часть вторая

23.6.2014, 16:20

...Победа в футболе — иногда вопрос привычки. Мы неплохо конкурировали с «Юнайтед», но изменить их привычку? Это история. Так было не только в то время, когда играл я, но и на протяжении всей истории «МЮ».

Я бы так не сказал.

Разве ты не сказал бы, что «Манчестер» намного больший клуб, чем «Арсенал»?

Как посмотреть. В 30-е «Арсенал» был гигантом, а «Юнайтед» — никем. В 50-е были великолепные «Малыши Басби», но они, к сожалению, погибли. Десять лет спустя их команда возродилась в лице Чарльтона, Беста, Лоу, и они выиграли Кубок Чемпионов, что как раз и пытались сделать «Малыши». Вот откуда исходит мистика футбольного клуба. А потом они ничего не выигрывали в течение 25-ти лет.

А если в среднем?  Разве они всё время были вторыми?

Я так не думаю. Давай посмотрим… вот… в период между 1968-м и 1992-м они были вторыми… четыре раза. И выиграли несколько кубков. И один раз вылетели из высшего дивизиона. Несколько лет гигантом был «Лидс». А потом, в течение 20-ти лет самым главным клубом был «Ливерпуль». А когда ты пришёл, действующими чемпионами были «Блэкберн Роверс». Как все признают, «Юнайтед» был в ударе. Они стали чемпионами в 1993-м, а на следующий год сделали дубль. И в твой первый сезон они снова оформили дубль. Но идея мега-клуба заключается в том, что этот клуб постоянно побеждает.

Странно, ведь в то время у меня было совсем другое впечатление. Когда я только пришёл в «Арсенал», казалось, что всего лишь побороться с ними было большим достижением, не только с ними, но и с другими командами тоже. В мой первый сезон мы попали в Кубок УЕФА. И все этому радовались. А у «Юнайтед» было всё, чтобы на долгие годы стать успешной командой. Я не чувствовал того же самого в «Арсенале». Мы не чувствовали себя способными на то, чтобы побороться за победу в чемпионате. Это было ненормально. В сезоне 1995—1996 было что-то вроде: «Кубок УЕФА! Ничего себе!» И на каком месте мы его окончили? На пятом? Но то, что мы сделали потом… Как мне кажется, в те годы, в течение пяти, шести, семи лет мы и «МЮ» были равны, и даже в нескольких сезонах мы были лучше них. Определённо, подобное было в сезоне «Непобедимых» и, возможно, в паре сезонов до того и после. То были большие шаги, большие.

Мы можем вернуться к пенальти? Нечестно вспоминать «Вилла Парк», ведь до того момента ты отлично их исполнял. Ты едва ли промахивался, играя за «Арсенал», «Интер», «Аякс» и сборную. Твоя техника была без выкрутасов, без риска. Ты бил жёстко, точно в угол, перед этим делая разбег не слишком медленный, но и не слишком быстрый.

Я никогда не суетился. Всегда относился к пенальти серьёзно, даже когда мы вели 4-0. Я просто всегда хотел забивать. Гол с пенальти шёл в мою копилку. То же самое я  чувствовал и в «Аяксе». Потому что там я был лучшим бомбардиром, а голы — источник жизненной силы.

Ты когда-нибудь думал о том, чтобы исполнить «Паненку» или поменять манеру разбега?

На тренировках я так делал ради веселья, но не принимал подобное всерьёз. «Паненка» — приём гения, в то время это был невероятный выход из ситуации. Паненка знал, что его лучшей возможностью будет послать мяч парашютиком прямо по центру ворот, ведь Зепп Майер всегда прыгал в угол. Но с тех пор «Паненка» стала делом рискованным. А что если вратарь останется на месте? Это как тот пенальти в исполнении Кройффа и Ольсена. Когда Кройфф отдал пас налево [прямо с одиннадцатиметровой отметки] и [Йеспер] Ольсен забежал в штрафную, все стояли как вкопанные и зевали. Никто не понял, что произошло [Ольсен отвлёк голкипера, потом отпасовал назад на Кройффа, и тот забил в пустые ворота]. Но сейчас соперник немедленно отреагирует на подобное. Некоторое время было модно медленно прогуливаться перед ударом, чтобы спровоцировать вратаря на какое-то движение. И я несколько раз так делал, но при этом не чувствовал себя комфортно. Потому что в таком разбеге есть какое-то колебание, ты можешь начать сомневаться сам в себе. Так что я быстро вернулся к способу, которому я доверял: жёсткий разбег и жёсткий удар, одно продолжительное, напряжённое и энергичное действие.

Почему у сборной Голландии были такие проблемы с сериями пенальти?

Я играл в пяти турнирах, и в четырёх из них мы проиграли по пенальти. Это так расстраивало… особенно когда ты забивал свой пенальти в серии. Ты делаешь то, что ожидаешь, но все остальные пенальти не в твоей власти.

Когда смотришь издалека, что-то может показаться неправильным. Вы были настолько хорошо оснащены технически, что не рассматривали серию одиннадцатиметровых как особенную дисциплину, требующую немецкого подхода к делу? Вы неправильно к ней относились? Недостаточно серьёзно?

Как можно недостаточно серьёзно относиться к пенальти?

Я не знаю. Почему Зеедорф постоянно промахивался с точки?

Думаешь, дело в практике?

Вы достаточно тренировались бить пенальти?

Подобного всегда недостаточно. Да и вообще — что значит достаточно? Невозможно воспроизвести то самое давление, которое царит при серии. Ты можешь практиковаться и практиковаться, но это совсем не то, что бывает в реальной жизни. В общем, сначала ты должен быть достаточно хорош для того, чтобы бить пенальти. Потом нужно справиться с давлением. Естественно, это психологический момент. Дело не только в Зеедорфе. Другие игроки тоже подходили бить пенальти, думая: «Я забью. И забью определённым способом». Может, это присуще нам, голландцам. А может, дело в высокомерии.

Под высокомерием ты имеешь в виду пробить слишком сложно, как пробил де Бур в матче с бразильцами? Его попытка обмануть вратаря окончилась катастрофой.

Это ты сказал.

Ты сам сказал: «Я бы так не пробил».

Ну, можно попробовать что-то подобное. Но это же игра. Ты находишься под давлением. Дело не в несерьёзном отношении. Де Бур думал: «Это лучший способ пробить». Может, он проворачивал такое на тренировках. Но когда ты под давлением… Я бы так не пробил, потому что считал, что это не самый лучший способ. Но я думаю, очень трудно говорить: «Ты должен был сделать вот так». Или «ты должен был сделать так». Конечно, ты мог бы пробить лучше. Ты же не забил пенальти. Но для себя я не вижу разницы в том, чтобы целиться в угол и в итоге промахнуться или если кто-то другой бьёт выше ворот. Ты принимаешь решение, а решение основано на «я считаю, что так будет лучше всего», но почти промах это всё ещё промах.

Учёными была проведена большая работа по изучению пенальти. У теоретиков игры есть свои теории. У математиков есть данные о привычках и моделях, по которым действуют голкиперы и те, кто бьют пенальти.

Хорошо, но в 90-е мы продолжали вылетать из турниров в сериях пенальти. И сейчас мы 20, почти 25 лет… Должно быть, есть огромное количество исследований, но никто не придумал то, как достичь результата! Я всё ещё никогда не слышал: «Вот почему вы не выиграли ту серию пенальти».

Ну, мы знаем некоторые вещи вроде жеребьёвки — подбрасывания монетки. Команда, первая бьющая пенальти, имеет шансы на успех 60 на 40.

Но разве можно повлиять на то, какой стороной упадёт монета? Я с этим согласен, но это всё ещё азартная игра. Что бы ты ни сделал, это азартная игра. Ты можешь практиковаться, монетка может упасть загаданной тобой стороной, можно держаться за руки, быть уверенным и всё в таком духе, но всё сводится к тому, как ты нанесёшь удар. А давление — та вещь, которую нельзя изобразить на тренировках.

Но мы же знаем, что есть хорошее исполнение пенальти? Некоторые промахи голландцев были просто ужасны. Яп Стам против Италии: сумасшедший удар выше ворот. Пол Босвельт: слабый удар да ещё и прямо во вратаря. Рональд де Бур против Бразилии… Зеедорф против Франции… Это были плохие пенальти. Так что случилось в техническом или психологическом планах? Это паника? Все говорят: «Чётко определи, что ты будешь делать». Или «измени своим принципам». Что-то такое…

Ты думаешь, что голландцы никогда об этом не думали?

Хорошо, о чём они думали? Почему ван Бастен промахнулся в 92-м?

Думаешь, Марко не принимал Данию всерьёз? Недостаточно отдохнул? Или сыграло высокомерие из-за того, что он голландец?

Я не знаю. Твоё мнение?

Он не забил пенальти.

Он наклонился назад.

Думаешь, он так и хотел? Люди постоянно хотят знать причину, по которой они ошиблись. Ой, наклонился назад, я в своей жизни нанёс три миллиона ударов, а когда бил в этот раз, наклонился назад, но почему? Потому что это пенальти? Потому что в воротах Шмейхель? Потому что я нервничаю? На этот вопрос трудно ответить. Ещё есть элемент шанса. Ты не знаешь. Думаю, играя за «Милан» в том сезоне, Марко бил множество пенальти.

У него постоянно был один и тот же ритм, он бил в одной и той же манере… это трудно. Есть множество исследований. У множества людей есть мнения на этот счёт. Но ты ничего не знаешь до тех пор, пока сам не окажешься на его месте. Должен сказать, что Марко практиковался. Перед этой игрой он десять раз забил пенальти. Что скажешь? «Да, но десять это недостаточно, он должен был исполнить одиннадцатиметровый пятьдесят раз». Ты это знаешь? Знаешь, чего достаточно? Что хорошо? А что такое плохо? Я считаю, это очень трудно.

Но ты не говоришь, что это лотерея, как это годами говорят англичане.

И ты не можешь критиковать людей, говоря: «Ты плохо исполнил удар, нужно было пробить лучше». Конечно, я должен был пробить тот пенальти против «МЮ» намного лучше. Но могут ли люди критиковать меня за то, что я не отнёсся к нему серьёзно? Что я неправильно отнёсся к Шмейхелю? Что я недостаточно практиковался? Да ладно!

Нет, но когда де Бур сначала подмигивает Тольдо, а затем промахивается, какова психология? Это же настоящий пример того, как не надо делать.

Ты теперь осуждаешь? При всём моём уважении, ты никогда не был в подобной ситуации. А теперь ты осуждаешь того, кто в ней был?

Да.

Ты говоришь, что он плохо пробил пенальти?

Да, плохо. Это было ужасно.

Нет, это был промах.

Это был ужасный пенальти.

Он не забил, следовательно, это нехорошо. Если пенальти отбили, это плохо.

Но если пенальти не был забит из-за великолепного сейва, это не то же самое, что и отправить мяч за пределы стадиона?

Я так не думаю.

Но ведь каким-то образом голландцы должны найти способ лучше бить в серии пенальти?

Конечно.

Голландцы попытались изменить политику, но выбранный подход не убедил Денниса. После итальянского фиаско Королевский футбольный союз Нидерландов (КФСН) внедрил новое правило: все юношеские матчи должны оканчиваться серией пенальти.

Деннис: «Но ты не можешь тренировать бить пенальти только молодёжь! Если КФСН хочет изменений, это хорошо, но изменения должны быть реализованы по всем направлениям, среди всех возрастов, и они должны постоянно соблюдаться. Посмотри на Германию. После ЕВРО–2000 они тоже запаниковали, потому что сборная завершила групповой этап на последнем месте. Немецкий футбольный союз уже говорил о реформировании академий после ЧМ–1998.

А после ЕВРО–2000 наступили радикальные изменения. Они сместили акцент с физических нагрузок и атлетики на тренировках на технику — это больше стало похоже на голландский путь. Теперь ты видишь результаты. У Германии теперь такие футболисты, каких ты не увидел бы 15 лет назад: Марио Гётце, Марко Ройс, Томас Мюллер, Тони Кроос… прекрасные игроки, и "Дортмунд", "Бавария", сборная показывают привлекательный футбол. Они систематически работали, чтобы изменить всё по всем направлениям, и это дало невероятные результаты. В Голландии юношеские команды до сих пор тренируются бить пенальти… но ничего не изменилось!

Знаешь, однажды мы выиграли серию [против Швеции в четвертьфинале ЕВРО–2004], так что тогда это перестало кого-либо волновать. Но так дела не делаются. Как только ты узнаёшь о проблеме, ты должен начать работать на её исправление с самых низов своей организации. Но ты не должен на этом останавливаться. Ты должен провести работу с самых низов до самых верхов. Если ты убеждён, как КФСН, что все голландские футболисты должны учиться бить пенальти, ты должен серьёзно к этому отнестись. То же самое мы пытаемся сделать в "Аяксе". Я говорю не только про пенальти. Я говорю обо всём. Немцы посмотрели на голландцев и научились. А теперь мы смотрим на них и пытаемся делать так же, как они: работать по системе и сконцентрироваться на реализации изменений и подготовке талантов. И у нас всё получится».

Предыдущие главы

                        

Продолжение следует

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии:

Наша группа Вконтакте
Лента новостей: