Автобиография Денниса Бергкампа. Глава 19: «Шеф»

22.7.2014, 19:00

28 сентября 2002-го года, через три с половиной года после потери титула здесь же, на “Элланд Роуд”, совсем другая команда “Арсенала” покидала поле стадиона  под гром аплодисментов — от болельщиков “Лидса”. Йоркширская публика прекрасно разбирается в игре, и искромётный атакующий футбол соперника, разгромившего их любимцев со счётом 4–1, не мог оставить их равнодушными. Пока зрители выстраивались в очередь за автографами “канониров”, тренер “Лидса” Терри Венейблс заявил на пресс-конференции, что этот новый “Арсенал” сильнее любого из составов “Манчестер Юнайтед” прошлого десятилетия и сравним разве что с великим “Аяксом” середины 70-х.  

До наступления эры “Непобедимых” оставалось ещё два года, а они уже переписывали рекорд за рекордом практически каждую неделю. Тот матч в Лидсе стал 47-м подряд, в котором “Арсенал” не уходил с поля без забитого гола, и 22-ой подряд не проигранной выездной встречей, что означало падение предыдущих рекордов “Честерфилда” и “Ноттингем Форест” соответственно. Многие журналисты тут же заявили — и, как выяснилось, оказались сильно не правы — что “Арсенал” пройдётся победным маршем по дистанции чемпионата, а ВВС выставил на голосование вопрос, ставший впоследствии клише: “Является ли тот “Арсенал” лучшей командой в истории английского футбола?” Арсен Венгер, обычно не требующий досконального выполнения плана на игру, отметил после матча, что его игроки менялись позициями по всему полю, создавая опасность повсеместно, и показали “великий, Тотальный футбол”.  

Оглядываясь назад, скажем, что жемчижиной того матча в Лидсе стала передача в истинно бергамповском стиле, с которой был забит четвёртый гол.  Восхитительный пас на 30 метров пронзил самое сердце обороны хозяев, и Кану записал гол на свой счёт. Но Денниса не было на поле в том матче. К тому моменту ему было уже 33, и ему вместе с Фредди Юнгбергом и Робером Пиресом был предоставлен отдых после не менее фееричного домашнего разгрома “ПСВ” в Лиге чемпионов со счётом 4–0.

Тот великолепный пас отдал 19-летний Джермейн Пеннант, которому было суждено сыграть за “канониров” лишь 12 матчей. Другой многообещающий талант Паскаль Сиган выглядел настоящей глыбой в обороне, а  в целом превосходство “Арсенала” было столь велико, что в концовке матча двое вышедших на замену игроков — Френсис Джефферс (закончивший карьеру в 32 в клубе “Эккрингтон Стэнли”) и Олег Лужный (запасной правый защитник, отыгравший на месте левого хавбека) спокойно раз за разом доставляли мяч в самый центр штрафной соперника. Ни один из упомянутых футболистов не задержался в клубе надолго и не может считаться членом того “канонирского” пантеона. И все же в тот момент они выдавали поистине классный футбол. Как им это удавалось?

Один из главных принципов гомеопатии гласит, что вода принимает свойства материала, который в ней растворяется и сохраняет их даже после того, как этот  материал из воды удаляется. Тьерри Анри же объясняет всё куда проще: вся команда находилась под влиянием Денниса Бергкампа. “Он служил примером каждому из нас. Если ты считаешь себя умным, но не понимаешь, как учиться у Денниса, то на самом деле ты идиот. Ему даже не надо ничего говорить, не надо подходить к тебе. Просто смотри и впитывай. Просто наблюдай!”

В том же ключе высказывается и Рэй Парлор, вспоминая, как они с Эду полностью превзошли полузащиту “Интера” в памятном матче Лиги чемпионов, который “Арсенал“ выиграл на “Сан-Сиро” 5–1. “У них было несколько классных игроков, но все нити управления матчем были в наших руках, а они толком не могли к нам подобраться”. После игры они подходили и говорили что-то вроде “мы никак не ожидали, что вы будете так доминировать”. В те времена я прибавлял с каждым матчем”.

— Благодаря кому в большей степени — Венгеру или Деннису?

 — Да обоим. Деннис всегда был нашим козырем. Он видел всё вокруг себя и был просто умнейшим игроком. Он влиял на каждого из нас. А Венгер постоянно заставлял нас думать. У него всегда были очень насыщенные, динамичные тренировки. Он любил, когда игроки постоянно двигаются, меняются позициями на поле. Надо ведь заполнять свободные зоны, верно? Когда атака проваливается, ты не стоишь на одном месте и не думаешь “это он должен вернуться на свою позицию”, а просто бежишь и отрабатываешь за партнёра. Это происходит само собой, и  это одна из составляющих хорошей команды. Ты часть единого целого, а потому должен хорошо понимать товарищей.  Мне не часто приходилось взаимодействовать с игроками нашего левого фланга, кто бы там ни располагался, но я всегда знал, что надо добегать до дальней штанги, если с противоположного края идёт навес от лицевой. Каждый знает свой манёвр и знает, куда бежать. По-хорошему, в команде нужны футболисты разного стиля: технари, придумывающие комбинации, как Деннис или Пирес, работяги типа нас с Патриком Виейра, которые контролируют середину и отвоёвывают мяч, не обойтись и без хороших защитников.

– Ты осознаёшь, что вы творили что-то нечто новое для Англии?

– Вряд ли мы об этом думали тогда. Просто делали, играли и получали удовольствие. Каждый хотел получить мяч, а это очень важно. Никто не прятался за чужими спинами. Случались и неудачные матчи, но в целом на том отрезке мы играли здорово.

Тьерри Анри, лучший бомбардир и знаковая личность в истории клуба, всегда восхищался голландским стилем и точно знал, шёл тот “Арсенал”. Когда он только приехал из “Ювентуса”в 99-м, он надеялся получить номер 12 в честь своего кумира Марко ван Бастена, который носил этот номер на Евро-88. Номер был занят,  он взял 14-й и прославил его наряду с Йоханом Кройффом. Анри никогда не стремился слепо подражать великому голландцу, но временами в его игре проскальзывали знакомые скорость, техника и стремление сместиться влево, чтобы ворваться оттуда в центр штрафной. Нельзя отрицать и влияние Тотального футбола на игру того нового “Арсенала”: “Йохан Кройфф принёс голландский стиль в “Барселону””, а Арсен пошёл своим путём. В “Арсенале” мы предпочитали 4-4-2 и вы скажете: “Это никак не голландское. Иногда было 4-3-3 или другое построение — неважно. Какой бы ни была схема, филосфия оставалась одной и той же — тотальный футбол. Атаковать всегда. Атакуют все. Защищаются все. Вот в чем идея голландцев. Но со временем ты создаёшь свою разновидность тотального футбола”.

И каким же лакомством оказался этот стиль...

Тьерри: «Мы с Деннисом, Робером [Пиресом], Сильвеном Вильтором и Кану находились на одной волне, мы постоянно дарили друг другу голы. Кто-то скажет, большинство снарядов подносилось мне, но и я отдавал голевые передачи. Отдавал чертовски много. Так вот, мы кормили друг друга, но главным был Деннис, поскольку он кормил нас всех. В этом и состояла красота той команды. Не сосчитать, сколько голов мы забили за те два-три сезона с проникающих передач в штрафную… бах! бах! бах! Туча голов! Никто не передерживал мяч. Если хоть один передержит… уиииииууу [изображает падение самолёта] Это катастрофа! Каждый отдельный пас: раз-два-побежали! Причём не только перед воротами соперника, а вообще везде. «Он открыт — скорее мяч ему, этот открыт — переводим туда!» Со скоростью звука! Такой футбол получается только тогда, когда в команде есть взаимопонимание и единый стиль, который прививает тренер. Так мы обыгрывали большинство команд. И не забывайте, поле на «Хайбери» не очень большое. И играть так именно на нашем стадионе было очень непросто. Нам скажут: «Да что тут такого, те команды просто не умели защищаться», а я отвечу этим умникам [делает саркастическую гримасу]: а ничего, что мы выигрывали у всех за счёт движения?»

Слово Арсену Венгеру: «Я люблю быстрый техничный футбол, основанный на постоянном перемещении игроков и командной игре, которая основывается на отстроенной обороне. Почему именно так? Просто мне кажется, что игра каждому даёт шанс выразить себя, а не просто прислуживать кому-то на поле». По Венгеру, в этом и состоит главное отличие от сугубо защитной тактики. «Именно удовольствие от игры позволяет ощутить всю её глубину. И то, что ты профессионал, не означает, что надо убивать в себе эту радость. Если копать ещё глубже, то в основе моей позиции лежит позитивная философия человеческого существования и право на самовыражение».

Венгер приводит аналогию из музыки. «Футбол — это оркестр. Чем более общие взгляды у исполнителей, тем больше шансов, что они исполнят свою мелодию хорошо. Все игроки — профессионалы, они могут сыграть и Моцарта, и Верди. Но не менее важны интеллект, прочувствованность и руководство со стороны, в данном случае я выступаю в роли дирижёра».

«Золотой век» этой команды пришёлся на период с 2001-го по 2004-й годы. Боб Уилсон до сих пор поражается этому счастью иметь в команде одновременно Денниса Бергкампа и Тьерри Анри.

«Я до сих пор считаю, что вряд ли мне суждено увидеть в своей жизни что-то более волшебное, чем «Непобедимые», которая, думается мне, так и не получила того признания, которого заслуживала. Это был почти идеальный коллектив, неразрешимая задача для соперника. И Деннис, и Тьерри были выдающимися футболистами, и в то же время команда обладала великолепными защитниками. Погоду делал не кто-то один, а сразу все. Был Виеёра, был Бергкамп, был Анри, был Пирес… В любой другой команде Пирес был бы главной звездой». Та команда сделала золотой дубль в 2002-м, в 2003-м повторно завоевала Кубок Англии, а в 2004-м не просто выиграла АПЛ, а прошла всю дистанцию турнира без единого поражения, прервав беспроигрышную серию уже в следующем сезоне на отметке в 49 матчей. Не покорилась им лишь Лига Чемпионов.

Ритм знаменитых смертоносных контратак оттачивался на базе в Лондон Колни. Вместо настоящих защитников устанавливались манекены, и команда до идеальной точности отрабатывала перевод мяча с одного конца поля на другой за 7–8 секунд. Результаты были впечатляющими, как, например, гол, который в быстром отрыве после подачи углового “Тоттенхэмом” сочинили Анри и Бергкамп для Патрика Виейра в решающей игре за чемпионство на “Уайт Харт Лейн” в 2004-м. Отметим, однако, что “Арсенал” в те времена большей частью атаковал и импровизировал у чужих ворот.

Тьерри: “Стоило вам опоздать на “Хайбери” — всего на десять ну или тридцать минут — вы приходили уже к счёту 3–0 в нашу пользу. У нас каждый раз было чёткое предвкушение, что минут через десять после начала мы уже будем вести в пару мячей, ещё перед игрой мы начинали планировать, как мы хотим забить и когда. И эта уверенность, что ты выиграешь в два или три мяча — это волшебно. Не каждый раз это осознаёшь, но помню, как мы говорили друг другу: “Надеюсь, люди оценят то, что мы делаем”. Мы-то знали, что творим нечто особенное. То же ощущение было у меня потом в “Барселоне”. Смотришь на судью и просишь: “Ну не свисти пока, дай поиграть ещё минут двадцать, а?” В этом самая красота мастерства в любом деле. И в глазах соперника легко читаешь, что они тоже всё понимают. Не просто вымучиваешь результат, не форсируешь, не принуждаешь, а делаешь всё настолько правильно, что заставляешь противника сдаваться, заставляешь думать: “Ладно-ладно, вы всё равно выиграете, давайте уже закончим это?” Мы завоевали не так много трофеев, как “МЮ”, но тоже кое-что выиграли. А величайшей наградой для меня было, когда люди останавливали меня на улице во Франции, в Италии или Испании и говорили: “Вообще мы не любим “Арсенал”, но как вы играли тогда — это что-то!” Я спортсмен по духу, и мне чаще всего важен только результат. Но тут скорее исключение из правил”.

Давно известно, что Арсен Венгер предпочитает футболистов — а в особенности нападающих — не старше 30 лет. “На каком-то этапе я начинаю сомневаться в игроке, — объясняет он. — Но моё уважение к Деннису, восхищение им всегда были на одном и том же уровне, поскольку он не снижал свою планку и требования к себе.

Понятно, что когда тебе уже 34, 35, 36 и дальше, становится всё труднее. Пропадает жажда выиграть решающий матч любой ценой. Деннис же замечательно приспособился к своему футбольному старению. Он не так сильно сдал физически, не снизил объём выполняемой работы. А за счёт  гениального видения игры он долго был команде прежде всего великолепными передачами”.

По мере того как возраст Денниса приближался к середине четвёртого десятка, слухи о его возможном уходе начали ходить каждое лето. А он всё не оправдывал эти ожидания и подписывал короткие контракты. В 2006-м, когда его прощальный матч совпал с матчем открытия нового стадиона “Эмирейтс”, Деннису было 37. Он почти ушёл перед великим сезоном 2003–04, и случись это, почти наверняка мы не увидели бы “Непобедимых”.Зарплата в контракте, который “Арсенал” предложил голландцу летом 2003-го, была вдвое меньше, чем в истекавшем соглашении. Деннис был оскорблён таким поведением руководства клуба, в первый и единственный раз за карьеру попросил своего агента Роба Янсена предать огласке в прессе текущую ситуацию. Раздосадованный Дэвид Дейн в течение суток уладил нараставший конфликт, и только после этого Бергкамп заявил, что примет участие в предсезонном сборе.

Была еще одна причина, по которой “Непобедмые” могли не состояться. Тьерри: “Помню, мы добыли титул на [Уайт Харт] “Лэйн”, и тренер сказал нам, что мы можем пройти весь сезон без поражений, а нам это было не очень интересно. Оставалось четыре или пять игр, и Арсен был слишком опытен в футболе, чтобы не понять наше настроение. Он сказал нам: “Ну же, ребята. Пройти сезон непобеждёнными, такого же ещё не было в истории!” А мы: “Да плевать. Ну хорош, мы же только что выиграли чемпионство”. Не проиграть ни матча — звучало круто, но скорее настрой был в духе: “Ну случится — и ладно.” Кода мы сделали дубль в 2002-м, мы не проиграли ни одного матча на выезде. Тоже неплохо, а ведь люди об этом часто забывают. И вот Арсену приходит в голову идея, что мы можем не отдать вообще ни одного матча. Зачем такое говорить и провоцировать нас? Но в этом весь Арсен. Он не провоцировал намеренно, а просто говорил, что было у него на уме”.

“После того как титул в 2004-м уже был завоёван, мы не собирались просто доигрывать остаток сезона. Мне на ум приходит аналогия с боксёром. Тот не станет проводить лишний бой забавы ради. В следующих за оформлением чемпионства матчах тебе уже нечего терять, так и так победитель.

И ты думаешь: “Если он убегает от меня, мне уже не обязательно его догонять, даже если пропустим гол и проиграем, неважно, потому что мы уже чемпионы. Даже болельщики не сильно расстроятся”. Следующая игра у нас дома с “Бирмингемом”, и она выдалась просто ужасной. Это одна из худших наших игр на “Хайбери”. Ничего не получалось, ни одного момента за весь матч. А потом мы поехали в “Портсмуту” в гости и проигрывали там 0-1 к перерыву. Мы переговорили в раздевалке и решили не сдаваться так легко. Мы прошли чемпионат непождёнными, и люди до сих пор говорят об этом составе. Но что самое интересное, у меня не было мысли об этом в других командах. Мне довелось играть в той великой “Барселоне”, в великой французской сборной, но вообще о таком не думали. Не задумывались, что творим историю. Понятно, поднимаешь Кубок мира над головой, здорово. Но и в “Арсенале” мы не говорили друг другу каждый день: “Прикинь, мы всё ещё не проигрываем”. Помню, как в следующем сезоне мы превзошли достижение “Ноттингем Форрест” в 42 матча. Мы чуть не сошли с пути, когда проигрывали “Миддлсборо” 1–3 за 27 минут до конца, а в итоге победили 5–3”.

– Насколько важен был Деннис для тех “Непобедимых”?

– Крайне, крайне важен. Как он вёл себя на поле, как подбадривал себя, как относился к игре, как просчитывал варианты… Его видение, его способность первым прочитать момент на 3–4 секунды вперёд… Думаю, он и в раздевалке мысленно проигрывал в голове эпизоды. Нам очень повезло играть с ним в одной команде. Я не про возраст, а про его заслуги. Больше всего мне нравилось его отношение к делу. Когда ему надо было выйти со скамейки и внести перелом в игру, он выходил и делал. Он ведь сказать: “Я почти не выхожу в составе. Ну я попытаюсь забить, но не обещаю...” Но нет. А знаете, сколько раз он играл опорника? Или справа на фланге. И он по-настоящему защищался. Деннис Бергкамп в свои тридцать пять! Вот почему он был Лучшим в “Арсенале”. Будь у него всего десять минут, чтобы переломить ход встречи, он выходил с правильным настроем и добивался своего. Поэтому я говорю, что он был важен. Когда я видел, как он стелется в подкатах...

– Ты в середине 2000-х уже был лучшим бомбардиром клуба, вся атака строилась через тебя, и ты продолжаешь утверждать, что Деннис был для тебя примером?

– И даже больше. Вы только посмотрите в его глаза. Он полон решимости убить —в хорошем смысле. В этом Деннис, и за это я его люблю. Он выходил на десять минут, как на последний бой. Надо было видеть его желание, его страсть, его любовь к игре. Да даже если бы он выходил на одну секунду, он и то попытался бы сделать что-то, чтобы выиграть матч. Он был примером для нас, огромным мотивирующим фактором, ему не надо было даже говорить что-либо. Принимать тот факт, что играешь всё меньше, понимать это, огорчаться и быть выше этого. Как можно сделать больше, чем делал Деннис? Вот в чём его великолепие, и вот почему играть с ним рядом было для нас великой честью и привилегией”.

Предыдущие главы

                          

Продолжение следует

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии:

Наша группа Вконтакте
Лента новостей: