Арсенал — Лестер Сити: Решение и наказание
В конце 90-х годов телеканал Ren-TV начал показывать матчи английской премьер-лиги и открыл тем самым для множества российских телезрителей невиданный ранее мир британского футбола. Наверно, многие из тех, кто читает сейчас этот текст, найдут истоки своих нынешних футбольных пристрастий в тех запоздалых (как это недавно выяснилось) трансляциях с неизменными комментариями Александра Елагина. Память — странная штука, и спустя пятнадцать лет вспомнить события какого-то из матчей стало для меня непосильной задачей, зато по-прежнему невозможно забыть про пару Филлипс и Томпсон, фамилии которых казались невыносимо смешными из-за сходства с марками телевизоров, или легендарного Эда де Гуя. Одним из таких воспоминаний остается и казавшееся истинно английским название клуба “Лестер Сити”, который был неотъемлемым элементом любого розыгрыша премьер-лиги того времени. Поэтому матч Арсенала с Лестером я ждал с особым нетерпением.
Но сначала переместимся на 85 лет назад, когда прекрасным весенним днем 21 апреля 1930 года лондонский Арсенал под руководством великого Герберта Чемпэна приехал в Лестер на “Филберт Стрит”, чтобы сыграть один из заключительных матчей первенства 1929/30 года. Канонирам через несколько дней предстояло играть в финале Кубка Англии против Хаддерсфилда, поэтому на игру вышел полу-резервный состав, который после первого тайма заслуженно проигрывал со счетом 3-1. Тогда-то и настало время проявить “ментал стренгс” — и после покера Дэйва Холлидэя и второго мяча легендарного Клиффа Бастина канониры повели 6:4. У Лестера, однако, хватило сил отыграться; матч, в итоге, закончился со счетом 6:6, что стало рекордным результатом в профессиональном английском футболе.
Конечно, это не более чем любопытный факт, и было бы странно делать прогнозы на игру на основании матча, прошедшего едва ли не век назад. Современный футбол от футбола 30-х годов ХХ века отличается настолько сильно, насколько это вообще возможно. Арсенал образца 1930 года оставил после себя несколько историй, выглядящих сейчас совершенно невероятными. К примеру, правый полузащитник Альф Бэйкер, бывший шахтер, был знаменит тем, что сыграл в официальных матчах на всех возможных позициях на поле (в том числе, и несколько игр в воротах). Капитан клуба Том Паркер к моменту завоевания кубка выходил на поле в 172 матчах подряд(!) — то есть более трех сезонов. А лучший игрок команды, шотландский плеймейкер Алекс Джеймс, получал 8 фунтов в неделю — максимум, который позволял действующий в то время в высшем дивизионе потолок зарплат, — и чтобы вознаграждение соответствовало таланту игрока, руководство клуба ежегодно выписывало ему дополнительный чек на 250 фунтов стерлингов — “за демонстрацию спортивного духа”.
В общем, ждать голевой феерии на “Кинг Пауэр Стэдиум” (новом стадионе Лестер Сити, заменившем “Филберт стрит” в 2002 году), было бы опрометчиво. Арсенал все еще находится в поисках своей лучшей игры в атаке, а “лисы” по первым матчам сезона дали понять, что матчи с ними ни для одной из команд не станут легкой прогулкой. Тем не менее, еще одна любопытная статистическая деталь позволяла надеяться на интересную игру: на домашних аренах Лестера канониры забивали больше, чем где-либо еще, — в среднем 1,55 мяча за игру.
В этот раз не сложилось, однако.
Но давайте обо всем по порядку. Стартовый состав канониров на этот матч принес несколько сюрпризов, главным из которых стал выход Яя Саного на острие атаки. В запасе при этом остался Джек Уилшер, появлявшийся до этого в стартовом составе во всех матчах сезона. Таким образом, Венгер дал понять, что тактика с Алексисом в роли центрфорварда, которая использовалась (и принесла успех) в матче Лиги Чемпионов с Бешикташем, остается для него резервной.
Вместо этого мы увидели традиционный для Арсенала вариант расстановки, в котором роль Жиру, о которой так хорошо рассказывалось в прошлом обзоре, должен был играть Саного. Что объяснимо, ведь это форвард совершенно такого же типа — не слишком техничный, но зато способный побороться и зацепиться за мяч, сыграть в подыгрыше — короче, под какого и заточена нынешняя игра канониров в атаке. Это, конечно, объясняет, почему Арсен так верит в молодого француза, но есть одна проблема: Саного — это не форвард уровня Жиру. Даже не уровня Жиру.
При этом я бы не хотел ругать Саного. Он старался: бил, пасовал, цеплялся за мяч. Будь Яя более классным форвардом, он мог бы бить точнее, пасовать острее, цепляться успешнее. Но ему всего 21 год, и он уж точно не виноват в том, что в стартовом составе клуба, который собирается бороться за чемпионство, не нашлось более квалифицированного исполнителя под эти задачи. Это был выбор другого человека, и он не сработал.
Другим важным решением, повлиявшим, в итоге, на результат матча, стало решение не заменять Косьелни после травмы головы, полученной им в столкновении со Шлуппом. У француза была разбита голова, но медицинский штаб сообщил, что Лоран сможет вернуться на поле через 2 минуты, после наложения специальной повязки на голову. Однако через несколько минут выяснилось, что кровотечение не останавливается, и из-за этого защитник чувствовал себя некомфортно при перемещении и особенно при игре головой. Увы, этих минут оказалось достаточно, чтобы аргентинский форвард “лис” Ульоа успел отделиться от временно потерявшего уверенность и уклонившегося от верхового единоборства француза и отправить мяч в сетку ворот Шченсного.
Арсенал к тому времени уже вел со счетом 1:0 после второго гола Алексиса Санчеза за неделю, и казалось, что следующий мяч — всего лишь вопрос времени. Однако после этого канонирам не удалось создать ни одного стопроцентного шанса в атаке. Игра в пас не клеилась, быстрое перемещение мяча не удавалось — короче, все то, что мы наблюдали в последних матчах Арсенала и от чего хочется тихонько плакать (или громко кричать, в зависимости от особенностей темперамента).
Много говорилось в последние дни о том, что Озил играет на левом фланге, и эта позиция не совсем удобна для него. По этому матчу я бы сказал, что это не совсем так. Однозначно на фланге в данной расстановке играл только Алексис (причем, то на одном, то на другом), а трио остальных полузащитников (Касорла-Рэмзи-Озил) менялось позициями в зависимости от ситуации. Очевидно, ситуация складывалась так, что кому-то из них в тот или иной момент времени приходилось оказываться на фланге, и так же очевидно, что ни для кого из них эта позиция не является предпочтительной.
Я думаю, что такая расстановка — вынужденная мера. Когда Уолкотт оправится от травмы, они с Санчезом будут использоваться в качестве фланговых атакующих игроков, меняясь местами по ситуации, а в центре (при текущем наборе игроков) при таком раскладе находился бы треугольник Озил/Касорла — Рэмзи/Уилшер — Артета/Фламини. Гадание на воде, скажете вы? Возможно, но это ровно то, чем я невольно был вынужден заниматься на протяжении всего матча. Когда игра у команды очевидно не идет, не остается ничего, кроме как пытаться понять мотивацию поступков человека, который несет (точнее, должен бы нести) за это ответственность.
Как видите, многие из них мне удалось объяснить (в рамках имеющейся у меня информации и понимания игры, конечно). Однако есть вещи и посложнее. Например, почему за 15 минут до конца матча спасать мертвую игру в роли центр-форварда выходит игрок, который, по словам тренера, не является центр-форвардом и не провел еще ни одной игры в этом сезоне? Почему в компании с ним выходит человек, КПД которого в большинстве матчей этого сезона уверенно болтался в районе нулевой отметки? Почему с поля уходит единственный, кто до последнего старался обострять (Касорла), в то время как Озил, весь матч только занимавший место на поле, да еще и падающий с ног от усталости, остается? Почему Хоэль Кэмпбелл, который нам нужен так сильно, что все предложения других команд единогласно отклоняются, не получает шансов вообще? Продолжите этот список за меня, он гораздо длиннее. Но единственный человек, который мог бы объяснить, почему так происходит, работал слишком долго, чтобы что-то объяснять.
Вы можете сказать, что команда не проигрывает с марта. Что не хватило сил после тяжелого матча с Бешикташем. Что удалось взять очко в гостевой игре со сложным соперником. А я просто предлагаю еще раз пересмотреть субботнюю игру на “Гудисон Парке”, чтобы увидеть, как надо играть в гостях со сложным соперником. Как играет центральный полузащитник, который не подходит нам, потому что на этой позиции у нас есть Озил (который, в результате, играет не на этой позиции). Как реализуют моменты форварды мирового класса. Как выглядит команда, которая действительно собралась бороться за чемпионство.
Сезон 2003/04, который канониры прошли без поражений, стал, по совместительству, последним сезоном Лестера в Премьер-Лиге. При этом гостевой матч в Лестере также не удалось выиграть, он завершился все с тем же счетом, 1:1. Вообще, несмотря на фантастические результаты, матчи в том сезоне часто складывались для Арсенала непросто. Большая часть побед была одержана со счетом 2-1, причем часто канониры пропускали первыми, а затем отыгрывались, демонстрируя характер. Характер в исполнении нынешней команды мы могли увидеть уже не раз. Чтобы приблизиться к тому результату, надо добавить качества.
Осталось меньше 24 часов, чтобы исправить ситуацию. “Мы очень активны [на трансферном рынке]”, сказал Арсен Венгер после матча. “У нас есть ресурсы, если мы сможем найти правильного игрока”. Это обнадеживает, но хотелось бы напомнить, что эту фразу мы слышим уже очень давно. Время принять решение, Босс!