CRIMINAL DAMAGE: о максимальной эффективности Месута Озила

26.9.2014, 15:35

В современной индустрии моды есть довольно известный британский бренд одежды — CRIMINAL DAMAGE, название которого можно перевести примерно как "преступное причинение ущерба". Criminal Damage позиционирует себя как бренд для современных и смелых людей. Интересно, что многие спортсмены выбирают одежду этой марки в качестве экипировки. 

Подход к созданию коллекций у дизайнеров марки не всегда обычный. Нередко они используют определенный символизм, стремясь отразить особенности моды того или иного времени. Примечательно, что символизм этот весьма неплохо вписывается в концепцию Criminal Damage.

Было бы довольно символично увидеть в такой экипировке, например, тренера канониров. Почему? Да потому что ставить Озила на фланг — это просто нанесение ущерба команде, в которой играет Озил.

Переход Месута Озила должен был возвестить о начале новой эры «Арсенала». После долгой фазы перестройки клуба Месут был обсуждаем как дорогостоящий трансфер мирового уровня. Однако для 25-и летнего футболиста сборной Германии всё обернулось совсем не так, как ожидалось, и в этом виновать не только он один, считает Эндрю Томпсон.

Я фанат «Арсенала» уже двадцать лет и совершенно откровенно могу сказать вам о том, что я был в полнейшем восторге, когда новости о переходе Озила просто разорвали последний день трансферного окна. В это же время прошлым летом родившийся в Гельзенкирхене плеймейкер высоко котировался как среди фанатов, так и экспертов с менеджерами (включая Жозе Моуриньо, который тренировал немца весь его период в «Реале») как потенциально лучшая «десятка» в мире.

Наделённый невероятной техникой, видением поля и способностью дёргать струны в нападении, словно он Йо-Йо Ма [американский виолончелист китайского происхождения, прим. пер.], Месут многим казался тем человеком, переход которого ознаменует новую эру творческого гения, и который последует дорогой Денниса Бергкампа и Сеска Фабрегаса. Теперь перенесёмся в настоящее, где уже теперь совсем немногие всё ещё могут постоять за родившегося в Германии турка.

Пока я продолжал петь ему дифирамбы, я стал получать множество вопросов о том, зачем мы его вообще приобрели, утверждая, что его покупка — необычайная роскошь, учитывая, что всего сезон назад был куплен Санти Касорла, большинство же просто называли турка переоценённым, и мне столо очень больших усилий не сорваться на таких людей, но я внимательно следил за ним со времён «Вердера», и у меня создалось впечатление, что болельщики «Арсенала» вряд ли делали то же самое.

Налюбовавшись его футбольными навыками, я без тени сомнения могу сказать, что проблема не в Озиле, а в Арсене Венгере. Озила используют неправильно, и это походит на криминал.

Защиту Озила многие могут построить следующим образом — в Бремене и Мадриде он был настоящей творческой искрой в обеих тактических системах, построенных на агрессивном контратакующем футболе, в которой полузащитники, находившиеся позади турка, выгрызали мяч, отдавали ему, а потом садились в оборону и смотрели на его магию. С игроками, всегда готовыми сделать забегание вперёд, Озил не только имел множество вариантов развития атаки, но и имел свободное пространство для рывка, если соперник опекал набегающих игроков вместо него. Печальная действительность состоит в том, что в «Арсенале» нет ничего подобного — на бумаге ребята вроде Тео Уолкотта, Алекса Окслейда-Чемберлена, Алексиса Санчеза и другие как раз-таки тот тип игроков, которые всегда бегут в атаку, но на практике дело обстоит иначе, и «Арсенал» совсем этим не пользуется.

Тактическое сравнение

Уверен, что многие встретят в штыки мои сомнения по поводу тактики «Арсенала» (в конце концов, в наше время не принято закрывать глаза на проблемы клуба, за который ты болеешь. Да как я посмел!) или расстраивающие меня нелепые понятия Арсена Венгера, который так или иначе не может выжать максимум из имеющихся в его распоряжении игроков, при этом ставя их на те позиции, где они не могут показывать своей лучшей игры. Давайте взглянем на три картинки, которые подтверждают моё отношение к этому вопросу.

В «Вердере» сезона 2009—2010 тремя игроками впереди Озила были Клаудио Пизарро, Марко Марин и Аарон Хунт — это те люди, которые всегда ходили в атаку и находились на трети поля соперника. Марин и Хунт регулярно выполняли диагональные забегания, а Озил либо помогал им центре, либо поставлял им разрезающие передачи. Не удивительно, что он записал на свой счёт 9 голов и 13 голевых передач в сезоне, оказавшемся для него последним в Германии до перехода в «Реал Мадрид».

В Испании он продолжал делать то же самое. Перед ним были адресаты в лице Криштиану Роналду, Анхеля Ди Марии и Карима Бензема. Желание этой троицы идти вперёд и забивать известно всем, даже самым рядовым футбольным болельщикам. Пара Роналду и Ди Мария точно так же, как и бывшие партнёры Озила по «Вердеру», смещались с флангов в центр, и делали это не с целью замедлить игру, а нанести удар по воротам, при этом проворачивая всё это на скорости. Что касается Бензема, то это форвард штрафной площади, и с ним всё понятно. За три сезона в Испании Месут забил 19 голов и сделал 47 голевых передач, причём это только в чемпионате (что в среднем даёт 6 голов и 16 голевых каждый сезон).

Тактика «Арсенала» построена больше на контроле мяча и позиционной атаке, чем на быстром переходе в атаку — в этом-то и заключается проблема. В идеальной ситуации, при которой все игроки были здоровы, на левом фланге играл Санти Касорла, справа — Тео Уолкотт, а в нападении Оливье Жиру, с Аароном Рэмзи и Микелем Артетой позади Озила.

В отличие от немецких и испанских времён, Озил, получая мяч и поднимая глаза, не видит игроков, которые хотят сделать забегание и сделать всё возможное, чтобы добраться до штрафной соперника, вместо этого же его вариантами в атаке остаются партнёры, находящиеся максимум в десяти метрах от него.

Касорле удобнее играть в центре, поэтому не удивительно, что он смещается на более удобную ему позицию. У Уолкотта наблюдается страсть к игре в штрафной, так что он тоже больше склонен к смещению в центр, чем к более широкой игре и растягиванию фланга. Жиру отходит глубоко назад в поисках мяча, а также для того, чтобы его удерживать. При добавлении Рэмзи, атакующего из глубины, в эту смесь, получается тактическая схема, в которой футболистов хотят посадить глубоко сзади и заставить играть их в ладушки, чем попытаться усложнить задачу соперникам, которые только и рады компактно расположиться сзади и обороняться весь матч.

Ещё хуже то, что эти смещения в центр не только сводят все варианты развития атаки к нулю, так ещё и не дают турку вздохнуть, когда он получает мяч, вследствие чего теряет его. Проще говоря, когда у вас есть креативный игрок вроде Озила, и это лучшая тактика, которую вы можете придумать, то дело попахивает некомпетентностью. Хорошие новости в том, что надежда маячит на горизонте

Что же делать «Арсеналу»?

С покупкой Алексиса Санчеза и Дэнни Уэлбека у «Арсенала» есть возможность сменить парочку шестерёнок в механизме и наконец-таки начать правильно использовать Озила.

Учитывая, что Жиру травмирован по крайней мере до Нового Года, либо Санчез, либо Уэлбек будут играть на острие. Оба игрока как раз того типа, которые любят врываться в штрафную, причём используя и мощь, и скорость. Предстоящее возвращение Тео Уолкотта даст Озилу трио скоростных игроков атаки, с помощью которых он таки начнёт дёргать струны, как прежде.

Глядя на эту схему, в которой всё и заключено, можно понять, что «Арсенал» вполне себе обладает возможностью играть в быстрый, острый, проникающий футбол — по системе, в которой Озил зарекомендовал себя с лучшей стороны в предыдущих клубах.

С Уэлбеком на острие, Санчезом и Уолкоттом на флангах игра будет не только доставлять тройную головную боль соперникам, но и даст Озилу так необходимое ему свободное пространство, в котором нуждается любой креативный игрок. Также это позволит ему увеличить свой голевой счёт с пяти голов прошлого сезона до примерно десяти (ранее лучшим его результатом были девять голов в двух разных сезонах).

Даже если Санчез или Уолкотт по какой-то причине не будут способны выйти на поле, Жоэль Кэмпбелл и Чемберлен смогут легко заменить основную пару фланговых игроков и в будущем действовать так же эффективно.

Касаемо Рэмзи и Уилшера, свободное пространство, создаваемое забеганиями игроков атаки, тоже даст им некоторую свободу, и в то время как Рэмзи является, возможно, самым эффективным и важным игроком команды, это может помочь выжать из Уилшера всё самое лучшее, что есть в его арсенале, учитывая, что он застрял на месте в плане своего развития.

Правда заключается в том, что максимально эффективное использование умений Озила идёт на пользу не только ему, а ещё и на пользу тем, кто играет рядом с ним. Как болельщик «Арсенала» я могу только надеяться, что более важные глаза и уши наблюдают за тем, какие возможности теперь появились у команды в тактическом плане.

Хоть я и не Арсен Венгер, но у меня есть как опыт игрока, так и тренера, так что если даже я это вижу, то Профессор — тем более. И если это действительно так, то нам остаётся только сесть и смотреть на то, как творится магия.

Оригинал статьи

Материалы по теме: Месут Озил. Первый сезон

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии:

Наша группа Вконтакте
Лента новостей: