Андерлехт – Арсенал: Будь что будет

23.10.2014, 18:40

«Энтропия — это то, из-за чего сложно запихнуть зубную пасту обратно в тюбик». Так, по крайней мере, говорила героиня фильма Вуди Аллена, название которого вынесено в заголовок сегодняшнего обзора. Впрочем, у меня есть определение получше — это то, что наилучшим образом описывает характер взаимодействий футболистов «Арсенала» во вчерашнем матче.

Чем иным еще возможно объяснить эти хаотичные передвижения игроков атаки на чужой половине поля? Или блестящий эпизод, когда опорный полузащитник пропускает мяч между ног на отсутствующего третьего, отправляя игроков команды соперника в контратаку три-в-три. Или навесы Рэмзи и Уилшера с правого фланга. Или, наконец, то, что правый защитник всю игру находится где угодно, кроме того места, где он находиться должен. Система с высокой энтропией, не иначе.

В бытовом, разговорном русском языке это, однако, обычно называется несколько иначе. Беспорядок, бардак. Или — переходя уже на язык футбола — низкий уровень организации игры. Я сейчас не буду скатываться к рассказам о том, что всех более-менее крупных достижений в мировом футболе в последнее время добивались коллективы, где каждый игрок четко знает свое место и функцию на поле, где сумма умений команды выше, чем сумма умений отдельных игроков, её составляющих: в конце концов, выражение «порядок бьёт класс» возникло не на пустом месте. Не буду рассказывать хотя бы потому, что футбол таких команд часто скучен до зевоты. И потому что есть обратные примеры, далеко ходить за которыми не надо.

Здесь, однако, неизбежно возникает следующий аргумент. Появление специализаций является логичным и неизбежным этапом развития любой социальной системы — от глобальных и основополагающих, типа мировой экономики, до более мелких и приземленных, типа футбольной команды. «Все мы любим универсальных игроков» — так начиналась одна из недавних статей в нашем блоге, но можно ли составить боеспособный коллектив только из универсалов? Мне кажется, что нет. Тем более если пытаться сделать универсалов из игроков, таковыми не являющихся.

Ведь те самые «атакующие кружева», «тика-така», являющаяся в массовом сознании синонимом яркой и красивой игры, несмотря на внешнюю хаотичность, требуют организации даже в большей степени, чем вымуштрованный и механистичный футбол, нацеленный на максимальную эффективность. И «свободный художник» — это призвание, а не профессия. А если все в городе вдруг станут свободными художниками, то в магазинах скоро закончится хлеб. Понимаете о чем я?

И ведь что характерно, лучший матч за последнее время — не по счету, конечно, по игре — «Арсенал» провел именно тогда, когда вышел играть максимально строго, когда поведение каждого футболиста на поле можно было описать сложнопереводимым на русский язык словом «determined»: в общем, максимально нацеленным на игру и с четко определенной миссией. Я про матч с Челси сейчас, само собой. И свободный художник там был, по большому счету, один — Озил. Ну, или полтора, потому что Санчес с небольшой натяжкой тоже подходит под это определение.

Понятно, что с тех пор многое изменилось, и самое главное — травмировался Озил. Травмировался ровно тогда, когда набрал, наконец, хорошую форму, занял нужное место на поле и был готов выполнять необходимую для команды функцию. Но уже по прошлому матчу было понятно, что идея заменить Озила всеми (то есть никем) не работает. Вместо атакующего кружева, в котором соперник-жертва беспомощно барахтается, запутываясь все сильнее и сильнее, мы получаем на выходе спутанную и рваную местами паутину, из которой уже сам охотник выбирается с трудом, периодически проваливаясь в неряшливо оставленные прорехи. А порой, через них удается выбраться и жертве — и ужалить. Почти всегда удается, по правде сказать.

Если взять собранный кубик Рубика и начать произвольным образом поворачивать его грани, можно заметить, что вскоре он будет полностью разобран. И если продолжить вращать грани случайным образом, собрать его обратно будет довольно-таки проблематично. Это довольно неплохо иллюстрирует второе начало термодинамики, которое, в общем и целом, говорит о том, что энтропия замкнутой системы не может уменьшаться. Другим показательным примером этого может стать бардак в вашей комнате, который постоянно растет (ладно, не знаю, как для вашей, но по крайней мере, для моей комнаты это справедливо). Вчера мы увидели, какими стремительными темпами нарастает энтропия в системе, изолированной от тренерских решений. Что же будет дальше?

Один из известных вариантов конца света, напрямую следующий из второго начала термодинамики — «тепловая смерть Вселенной», состояние с максимумом энтропии, в котором все возможные макроскопические процессы прекращаются. Впрочем, до него еще далеко как Вселенной, так и «Арсеналу». С энтропией можно и нужно бороться. В конце концов, второй постулат применим только для изолированных систем. Немного энергии извне, направленной нужным образом — и уровень беспорядка существенно снизится. В комнате можно убраться, а кубик Рубика — собрать по инструкции. В команду скоро вернется Тео Уолкотт, а главному тренеру всего 65 — и значит он все еще полон свежих идей и тактических задумок.

С днем рождения, Профессор, и с победой!


Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии:

Наша группа Вконтакте
Лента новостей: